Какой керамический принтер выбрать?
Читайте также статью "Не качественные декольные принтеры, как не попасться?" В статье приведено несколько практических рекомендаций, как не попасть на недобросовестных продавцов керамических декольных принтеров.
Какой принтер для фотокерамики выбрать? Такой вопрос беспокоит людей принявших решение, организовать производство фотокерамики самостоятельно.
Данный вопрос постоянно поднимается на разных форумах, сайтах посвященных этой теме, но к сожалению почти вся информация что мне приходилось видеть, является отчасти рекламной, иногда очень примитивно расхваливающей конкретных продавцов, свой товар, поставщиков и прочих заинтересованных лиц, объективной и более менее полной, информации очень мало.
Я попробую ответить на этот вопрос, вернее изложить общее представление по данной теме, тем самым помочь в выборе керамического принтера, начинающему, а может и уже работающему в данной сфере мастеру.
В статье идет речь в основном о ретуальной фотокерамике, но все сказанное может относится и к любой другой сфере и любым другим изделиям где нужно получить фотоизображение на керамике, эмали или стекле.
Надо сказать сразу, что я не буду брать в учет (в данной статье) любые другие устройства и технологии, не предполагающие использования керамических красок и пигментов, с высокотемпературными характеристиками закрепления (650-1000 °C), так как только данные красители обеспечивают прочное, долговечное изображение на керамических изделиях, для использования как в помещении, так и вне помещения (под открытым небом) и только с помощью этих красителей, полученное изображение может называться ФОТОКЕРАМИКОЙ.
Вообще есть и другие технологии использующие иные красители и способы их закрепления, например печать струйными принтерами пигментными, сублимационными, сольвентными чернилами, с различными способами их защиты и закрепления на заготовке, с помощью полимерных покрытий, лаков и прочие варианты, такие как термотрансферные технологии, где используются обычные лазерные принтеры с обычным тонером (ложно называемые "Фотокерамикой"). Все они даже близко не стоят с настоящей фотокерамикой, по способности сохранять изображения на очень долгое время, обладая высокой механической, химической и атмосферостойкостью.
Скорее первым, что начнет приходить в негодность в фотокерамике, это не изображение, а заготовка на которой было сделано изображение, но это произойдет очень не скоро. Например у эмалированного металла оголившийся металл начинает ржаветь, постепенно разрушая все шире и в глубь эмаль и металл. Фарфор и керамогранит боятся ударов. Некачественные или не правильно подобранные цельно-керамические заготовки боятся разморозки - разрушения (для использования на улице) из-за поглощенной влаги зимой. (качественный фарфор и керамогранит влагу практически не впитывают в отличии от например кафельной плитки).
В среднем для ритуальной сферы выглядит так: самым стойким долгожителем является фарфор, так как для него используется самые высокотемпературные материалы, а они как правило самые прочные и готовое изделие почти не имеет пор. Туда же можно отнести и глазурованный керамогранит. Далее по долговечности, идет металлокерамика, она же "фото на эмали", хотя опять же при соблюдении технологии, такая фотокерамика "живет" и тридцать и сорок лет и больше.
Теперь о принтерах.
Итак, какие бывают, так называемые керамические принтеры.
Если не брать в расчет большие промышленные машины, такие как офсетные или шелкотрафаретные станки, то на сегодняшний день существуют два вида печатных устройств, для штучной и малотиражной фотокерамики: Струйные керамические принтеры и лазерные керамические принтеры.
Струйные керамические принтеры.
Струйные керамические принтеры представляют собой переделанные малоформатные струйные принтеры.
(Canon, HP, Epson, Lexmark и пр.) печатающие так называемыми липкими (адгезионными) чернилами. Такие принтеры используются в основном для ритуальной фотокерамики.
У принтера переделывается бумагопротяжный механизм, конструируется подающее устройство, что-то вроде передвижного стола.
У всех производителей свои наработки, но и плагиата не мало.
Мастеров по переделке много, поэтому и качество тоже разнится, в основном конструкцией подающего устройства и чернилами (адгезионные чернила не производятся промышленно).
Заготовка подается под печатную головку и печать ведется прямо на изделие «липкими» чернилами, после запыляется вручную тампоном или кистью, наносится порошок (краситель) и долее обжиг в печи.
Сразу скажу, что полноцветного (с адекватной цветопередачей) изображения такими принтерами сделать невозможно, а возможно только что-то похожее на тонирование, последовательная печать и запыление каждого цвета из CMYK цветов. Проблема в том, что последующий запыляющий цвет ложится не только где должен приклеиться, а так же пачкает ранее нанесенные цвета.
Хотя есть вариант (мы даже успешно пользовались им) с последовательным запылением и обжигом каждого слоя из четырех CMYK цветов, но это весьма трудоемкий процесс, поэтому он не распространен и возможен при условии, что механика принтера позволяет очень точно позиционировать заготовку каждый раз после обжига и печати нового слоя.
Еще из минусов струйной технологии необходимость использования качественных, свежих чернил, так как печатающая головка струйных принтеров очень тонкое устройство, возможны подсыхания и нестабильная печать. Не редко из-за неправильной подачи заготовки, неточного расстояния между заготовкой и печающей головкой, и из-за некачественных чернил, изображение получается нечетким, зернистым.
Кстати печать на неплоских заготовках, таких как "выпуклые" овалы, затрудняется или вообще не может быть возможна, опять же из-за разного расстояния, по области печати, от поверхности заготовки до печающей головки принтера.
За струйным принтером нужно постоянно следить, можно сказать чувствовать весь процесс.
Из плюсов конечно цена устройства, и возможность начать производство с малым вложением средств, малая себестоимость расходных материалов (красители и чернила), при печати черно белой продукции удовлетворительного качества.
Декольные керамические принтеры.
Декольные керамические принтеры, это более технологичные устройства с хорошим и даже с отличным качеством печати. Об этом ниже подробнее.
Это так же, принтеры известных производителей (xerox, ricoh, canon, и др.) адаптированных и настроенных под печать керамическим тонером.
Модернизация производится с целью, подгонки параметров печатного аппарата к параметрам тонера и может включать ряд мероприятий:
Замену девелоперного блока или компонентов (девелопера), на адаптированные к керамическому тонеру, программную инсталляцию новых компонентов, подстройка фьюзера (печки закрепления) программно и аппаратно (путем перерегулировки заводских настроек и температурных параметров), перенастройка цветовых параметров, калибровка, профилирование и др.
Стоит иметь в виду что, детали принтера такие как фотовалы, ленты переноса, ракели, девелоперы и пр. сокращают свой срок службы из-за отличия свойств керамического тонера от оригинального.
При неправильной, кустарной настройке и переделки, возможен перерасход тонера, слабая плотность печати, плохое закрепления тонера на декольной бумаге, неправильные цвета и прочие проблемы стабильности печати.
Все эти мероприятия и параметры должны проводится и настраивается специалистом в каждом конкретном случае с отдельным подходом к каждой модели принтера, инженером или человеком разбирающимся в теории ксерографии и принципах работы данной модели печатной машины, и конечно должен быть керамистом, иначе невозможно контролировать все этапы и параметры от начала до конца.
Поэтому я могу сказать, тем кто говорит в интернете, что нет ничего сложного переделать лазерный принтер под керамический декольный принтер, все это от незнания всех проблем. Даже мы потратившие на это годы теории и практики так не думаем. Море нюансов и тонкостей, куча знаний в различных областях, все это необходимо для спокойной и уверенной работы.
Конечно все возможно и реально! Вопрос во вложении ресурсов и в итоговой цене достижения конкретной цели. Тем кому нужно спокойно работать и зарабатывать, выбирают готовое решение и последующую тех. поддержку, тем более что цены на готовые технологии уже совсем не дороги.
О качестве печати декольного принтера.
Деколь сделанная с помощью лазерного принтера, применима к очень разнообразным керамическим изделиям, из-за возможности переноса на любую керамическую, не обязательно ровную, плоскую поверхность. С помощью деколи можно изготавливать сувенирную, ритуальную, интерьерную фотокерамику. В краце, процесс переноса изображения на изделие описано в разделе "глоссарий по фотокерамике" - "деколь".
Теперь про качество самой печати. Зависит оно от многих вещей:
1. от компетентности мастера по перенастройке под керамический тонер.
2. от принтера (технических возможностей).
3. от керамического тонера.
4. от качества профилирования керамического принтера.
5. от износа деталей принтера.
6. от температурных и влажностных режимов эксплуатации принтера и влажности бумаги.
7. от опыта предпечатной подготовки изображения и опыта оператора-печатника.
8. от правильного режима обжига в печи.
9. и еще много нюансов и мелочей.
Скажу сразу что все принтеры, например из нашей подобранной группы, могут вполне отлично печатать, и мы их делим грубо на три категории:
а) это офисные принтеры - все А4 принтеры.
б) офисные A3 принтеры.
в) профессиональные печатные машины формата А3 и более с RIP процессором.
Все декольные принтеры категории "a" у нас вполне сносно печатают деколь,
но не могут стабильно держать цвет на больших тиражах, например цвет может немного сдвигаться уже в районе десяти листов A4, это не кретично для штучного производства.
Более дешевые модели имеют меньший ресурс деталей, но при прочих правильных условиях, даже не дорогие принтеры, напечатают очень даже не мало. Зависит от конкретного случая, ориентировочно от 7 до 15 тысяч страниц до ремонта или замены.
У категории «б» ресурс деталей больше и цвет они держат стабильнее.
Категория «в» Уже для профи, с большими запросами на качество и производительность.
К сведению, все лазерные принтеры с точки зрения профессиональной цветной печати, весьма не стабильные устройства.
Так что можно ожидать от неплохо профилированного (настроенного по цвету) керамического декольного принтера, что сегодня он печатает идеально, а завтра или после большой серии печати, какой то цвет или цвета стали печатать чуть плотнее или на оборот светлее.
Такие периодические колебания имеются как у дешевых так и у дорогих керамических принтеров. Естественно чем дороже и серьезней принтер тем лучше. Происходит это из-за сложной системы стабилизации, многих программных и аппаратных параметров, влияющих на печать: концентрация девелопера, температурно-влажностных характеристик влияющих на уровень заряда фото-барабанов, роликов и прочих деталей, регулируемых многими датчиками, совокупно с системой подмеса тонера.
Так же за частую на стабильность, влияет обьем (количество) девелопера, предусмотренного в апорте, что создает своеобразный резерв на расход смеси тонера при разовой, большой серии печати. Например У больших копиров, таких как Xerox DC в этом плане есть преимущество и в сочетании с более серьезной системой датчиков.
Это актуально например при печати фотопанно, когда нужен стабильный цвет от начала серии печати и до конца, так как разница в цвете между плитками панно может быть заметна.
У профессиональных принтеров имеется возможность быстро и тонко подстроить, откалибровать, (не путать с профилированием) цвет в любое время, с помощью калибратора (спектрофотометра или колориметра) подключив его непосредственно к аппарату. Это уже можно сказать для особо скрупулезных профессионалов.
Малые же принтеры подвергаются профилированию первый раз, после модернизации под керамический тонер, с подгонкой всех параметров, и после выработки определенного ресурса, так как износ влияет на цвет.
Про керамический тонер.
По керамическому тонеру можно добавить, что от его качества зависит объем цветового пространства (диапазон всех возможных цветов, которые может воспроизвести керамический принтер).
Грубо можно сказать, что набор тонера с цветом Red, лучше передает теплые тона лица, красные, оранжевые оттенки, но плохо передают синие и сиреневые оттенки. Тонеры с набором, помеченным как Magenta (пурпурный тонер на основе золотосодержащих красителей), наоборот, красные, оранжевые хуже, а синие лучше, но это все условно, много нюансов. Появляются новые варианты, тонеров с различными корректировками состава.
Тонер по температуре закрепления определяется, для какой основы он используется, например, для металлокерамики, подойдет диапазон примерно от 650°C до 800°C , для фарфора, фаянса выше, в любом случае нужны пробы. Еще например использования покрывного флюса, может снизить температуру обжига, так же может повлиять на цвет, но он имеет свой КТР (коэффициент термического расширения), нужны пробы для разных изделий.
На данный момент в России распространены тонеры производства Италии (Baltea DC) и Германии (MZ Toner Technologies).
У каждого есть свои плюсы и минусы. У немецкого тонера из плюсов, более яркие цвета за счет флюсованного красителя в составе тонера, это распространенные серии красный "классический" и пурпурный "классический",
у итальянского тонер с температурой до 1100 град. °C - универсальность, так как для выбора основы нужно подобрать только покрывной флюс, краситель в тонере состоит в основном из высокотемпературных пигментов.
Вообще какой тонер выбрать? Это тема отдельной статьи, много нюансов и отличий, могу сказать, что мы успешно используем и тот и другой.
Вроде бы и все, в краце, изложил что хотел, если что то упустил пишите, спрашивайте.
Со своими клиентами, в каждом конкретном случае, разбираем детально, все возникшие вопросы, связанные с технологией.
Буду рад, если мой труд пригодился.
Всего доброго и успехов всем.